ГДЗ Русский язык 7 класс Ладыженская

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Образовательный форум 2020 год » Образование » ГДЗ, Решебники, Готовые Домашние Задания » ГДЗ Русский язык 7 класс Ладыженская
ГДЗ Русский язык 7 класс Ладыженская
skumonkДата: Суббота, 21.12.2019, 19:48 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
§9. Виды диалога


Номер 56


Прочитайте диалоги. Назовите речевую задачу каждого из участников. Соотнесите содержание и речевые задачи, стоящие перед участниками диалогов, со схемой в начале параграфа. Определите вид каждого диалога.
1. — Здравствуйте, Елена Николаевна! Сегодня состоится занятие секции по волейболу?
— Да, Ваня, приходи в 5 часов.
2. — Аня, исправь на доске допущенные Ваней ошибки.
— А разве там есть ошибки?
— Кто видит ошибки, поднимите руки.
3. — Извините, Елена Николаевна! Я опоздал на урок.
— Проходи, больше не опаздывай.
4. — Понравился ли тебе фильм, Ваня?
— Ничего. Ну, пап, драки хорошие, погони.
— А мне — не очень. Эти драки и погони мы уже не раз видели.

Решение

Речевые задачи участников:
1) Елена Николаевна — отвечает на вопрос, Ваня — уточняет информацию.
2) Елена Николаевна — побуждает ученицу исправить ошибки, побуждает класс найти ошибки, Аня — спрашивает;
3) Ученик — извиняется за опоздание. Учитель — дает разрешение.
4) Папа — задает вопросы, чтобы узнать мнение. Ваня — делится своим мнением. Папа
— высказывает свое мнение.
Виды диалогов: 1) Расспрос; 2) Побуждение; 3) Этикетный; 4) Обмен мнениями.


Номер 57


Кто участвует в диалоге? Какова задача девочки, о чём она просит? Как девочка объясняет, почему она хочет отдать котёнка?
Перед поездкой в деревню мы зашли на птичий рынок. У ворот мы увидели девочку лет девяти с очаровательным существом на руках. Покупать котёнка мы не собирались, но интересно было узнать, почём котята на московском базаре.
— Я не продаю, — обрадовалась нашему вопросу девочка. — Я вас прошу, возьмите его так.
— Почему ты хочешь избавиться от котёнка?
— Я подслушала разговор. Бабушка хочет подкинуть его в какой− нибудь подъезд, а мне жалко, вдруг его никто не возьмёт, и он будет голодать и мяукать. Я вас очень прошу, возьмите, он хороший.
Взглянув на симпатичную мордочку котёнка, невозможно было от него отказаться. Девочка взяла с нас слово, что мы будем кормить котёнка ежедневно, не будем его бить и будем с ним играть. (По В. Солоухину)

Решение

В диалоге участвуют рассказчики, девочка. Задача девочки пристроить котёнка. Она просит рассказчиков взять котенка себе, чтобы он не был бездомным. Девочка объясняет, что бабушка хочет подкинуть котенка в подъезд, а ей жалко его.

Номер 58

Познакомьтесь с высказываниями русских писателей о дружбе. Выскажите свои мысли о дружбе в диалоге друг с другом.
Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
(И.Гончаров)
Чтобы быть истинными друзьями, надо быть уверенными друг в друге.
(Л. Толстой)

Решение

— Каким, по−твоему, должен быть настоящий друг?
— Настоящий друг всегда поможет, не бросит в беде своего товарища, порадуется вместе с ним.
— А если так случится, что друг не сможет помочь? Значит, он и не друг?
— У друга тоже могут быть уважительные причины. Так сразу нельзя сделать вывод. Нужно разобраться в ситуации и попытаться понять, что случилось.


Номер 59


Какие слова обыгрывает поэт Я. Козловский в шутливых репликах персонажей? Объясните знаки препинания в диалоге. Найдите в тексте обращения. Прочитайте это стихотворение весело, по ролям, как будто вы произносите его перед младшими школьниками.
ВОЛК И ЁЖ
Волк, чащобою кружа,
Повстречал в обед Ежа.
И сказал:
— Опять, сосед,
Ты с иголочки одет.
В это время в стороне
Грянул выстрел в тишине.
Волк в кусты от страха — скок
И свернулся там в клубок.
В остром слове зная толк,
Ёж сказал:
— О храбрый Волк,
Вы не ёж, но отчего ж
Грозно съёжились, как ёж?

Решение

ВОЛК И ЁЖ
Волк, чащобою кружа,
Повстречал в обед Ежа.
(запятыми выделяется обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)
И сказал:
— Опять, сосед, (обращение "сосед")
Ты с иголочки одет.
В это время в стороне
Грянул выстрел в тишине.
Волк в кусты от страха — скок
И свернулся там в клубок.
В остром слове зная толк,
Ёж сказал:
— О храбрый Волк, (обращение "О храбрый Волк")
Вы не ёж, но отчего ж
Грозно съёжились, как ёж?
(первая запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; вторая запятая выделяет обращение; третья запятая с союзом но разделяют простые предложения.)
Поэт обыгрывает слова ёж, съёжиться, с иголочки. Реплики в диалоге начинаются с новой строки, выделяются тире.


Номер 60


Разыграйте диалоги в разных ситуациях. Каковы задачи того, кто начинает общение, того, кто его продолжает?
− Вам надо на улице узнать дорогу к музею (кинотеатру, развлекательному центру, библиотеке, стадиону и т. д.);
− вы хвалите свою подругу (друга) за красивую причёску, модную одежду, достижения в спорте или учёбе и т. д.;
− вы благодарите маму (папу, бабушку и др.) за подарок, помощь в трудном деле и т.д.;
− вы спрашиваете мнение своего друга (подруги) о кинофильме, телепередаче, книге, компьютерной игре и т. д.;
− вы убеждаете своего друга (подругу) заняться каким−нибудь видом спорта (бегом, плаванием, волейболом и т.д.).

Решение

1) — Извините. Подскажите, пожалуйста, как пройти к центральному стадиону.
— Вам нужно сесть на автобус номер 35 и проехать три
остановки.
— Спасибо большое!
2) — Алёна, какая у тебя сегодия интересная прическа. Ты сама делала?
— Сласибо. Нет, мне мама так красиво упожила волосы...
3) — Мамочка, спасибо тебе большое за такой подарок. Я давно хотел иметь такой телефон.
— Пользуйся на здоровье. Относись к нему бережно.
4) — Ты уже смотрел новый фильм «Алиса в Зазеркалье»? Как он тебе?
— Очень интересный, сказочный. Столько захватывающих сюжетов.
— Мне тоже понравился.
5) — Тебе непременно нужно заняться баскетболом. Давай в нашу школьную команду. Станешь сильнее, выносливее, крепче.
— А меня возьмут с таким маленьким ростом?
— Я поговорю с тренером.
 
skumonkДата: Суббота, 21.12.2019, 19:52 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
§10. Стили литературного языка


Номер *


Закончите начатые предложения.
Какие стили литературного языка вы вспомнили?
Чем они отличаются друг от друга?
1. Когда мы делимся с кем−либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся __ __ _.
2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к _ __ _.
3. Если составляем различные документы, то пользуемся _ __ _.
4. Когда мы изображаем, рисуем словами какое−либо событие или картину, то обращаемся к _ __ __.

Решение

Стили литературного языка: научный, официально−деловой, публицистический и разговорный. Стили отличаются друг от друга тем, что каждый из них применяется в определенных случаях, а также используем соответствующую лексику. Разговорному стилю присущи простые, разговорные слова. В научном стиле преобладают специальные
термины. Для официально−делового стиля требуется офиниально−деловая лексика. В публицестическом стиле используют все средства языка.
1. Когда мы делимся с кем−либо своими мыслями, выражаем свои чувства, общаемся, мы пользуемся разговорным стилем.
2. Если сообщаем научные сведения, то прибегаем к научному стилю.
3. Если составляем различные документы, то пользуемся официально−деловым стилем.
4. Когда мы изображаем, рисуем словами какое−либо событие или картину, то обращаемся к публицистическому стилю.


Номер 61


Прочитайте названия жанров, которые характерны для различных стилей. Определите, в каком именно стиле чаще всего используется каждый из указанных жанров.
Закон, личное письмо, сказка, протокол, повесть, постановление, личные дневниковые записи, разговор с приятелем, статья в учебнике, договор, стихотворение, беседа за завтраком, заявление.

Решение

Закон официально−деловой, личное письмо — разговорный, сказка — художественный, протокол — официально−деловой, повесть — художественный, постановление — официально−деловой, личные дневниковые записи — разговорный и публицистический, разговор с приятелем — разговорный, статья в учебнике — научный, договор —
официально−деловой, стихотворение — художественный, беседа за завтраком
— разговорный, заявление — официально−деловой.


Номер 62


Прочитайте упр. 1 и 14. В каком стиле написаны тексты? Как вы это определили? Найдите в учебниках для VII класса тексты, написанные в научном и художественном стилях. Докажите, что вы правильно определили стиль текстов.

Решение

Текст из упр. 1 написан в научном стиле, а текст из упр. 14 в художественном. В первом тексте встречаются термины, специальные слова, связанные с темой текста, поэтому стиль текста − научный. Во втором тексте мы видим описание цветка, которое автор передает очень эмоционально свое отношение к цветку через определения.

Номер 63


Определите стиль данных текстов.
1. — Имейте совесть, заканчивайте! — стучит мужчина в стекло телефонной будки.
Стоящий за ним старичок замечает:
— Да успокойтесь, дайте бабушке договорить...
— Бабушке? — взрывается мужчина. — Да когда она вошла в будку, ей ещё и двадцати не было.
2. Уважаемый Владимир Иванович!
Имеем честь пригласить Вас на торжественный вечер, посвящённый юбилею нашего издательства, который состоится 1 ноября 2010 года по адресу: 3−й проезд Марьиной рощи, д. 41.

Решение

— Имейте совесть, заканчивайте! — стучит мужчина в стекло телефонной будки.
Стоящий за ним старичок замечает:
— Да успокойтесь, дайте бабушке договорить.
— Бабушке? — взрывается мужчина — Да когда она вошла в будку, ей ещё и двадцати не было. (разговорный)
Уважаемый Владимир Иванович!
Имеем честь пригласить Вас на торжественный вечер, посвящённый юбилею нашего издательства, который состоится 1 ноября 2010 года по адресу: 3−й проезд Марьиной рощи, д. 41. (официально−деловой)
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:00 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
§11. Публицистический стиль


Номер *


Прочитайте заметку из газеты для школьников «Большая перемена». Определите её тему. С какой целью написана заметка? В какой её части представлена информация о событиях, в какой − передаётся эмоциональная оценка события? • Какие устойчивые обороты использованы в тексте? С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность речи во второй части текста?
После того как областные власти взяли курс на развитие и популяризацию массового спорта, жить в нашем регионе стало интереснее. В августе в тверском Дворце спорта «Юбилейный» прошёл праздник «Илья Ковальчук собирает друзей». А в сентябре в Тверской области побывали только что вернувшиеся с летних Олимпийских игр в Афинах известные гимнасты Алина Кабаева и Алексей Немов. Олимпийцы прилетели в нашу область с благородной целью: зажечь огонь и поднять флаг первой в истории Тверского края олимпиады среди детских домов и школ−интернатов.
Церемония открытия олимпиады получилась не хуже, чем в Афинах. И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь всё, что случается впервые, запоминается надолго! И когда юные олимпийцы поднимутся на мировой пьедестал (а это обязательно случится!), они наверняка вспомнят этот первый в их жизни олимпийский огонь, который зажёгся на родной Тверской земле. (По А. Миронову)

Решение

Тема заметки — Популяризация массового спорта в области. Заметка написана с целью привлечения жителей области к спорту. В начале текста до момента «... среди детских домов и школ−интернатов» представлена информация о событиях. Во второй части до конца текста передается эмоциональная оценка события. В тексте использованы устойчивые
обороты: взяли курс, поднять флаг, мировой пьедестал. Эмоциональность речи во второй части текста создаётся с помощью следующих языковых средств: сравнение (не хуже, чем в Афинах), восклицательные предложения (И огонь настоящий, и эмоции нешуточные! А ведь все, что случается впервые, запоминается надолго! А это обязательно случится!).

Номер 64


В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю.

Решение

Первое сентября 2016 г. запомнится не только самарским первоклассникам, которые впервые отправились в классы. В этом году в городе, впервые за многие годы, открылись две новые школы, готовые принять почти три тысячи ребятишек.
Школа со счастливым номером 7 открыла двери в Кошелев−проекте. Учиться в современном здании с новейшим оборудованием под руководством талантливых педагогов теперь могут 1553 школьника. Их ждут не только просторные учебные классы, но и два спортивных зала, 25−метровый бассейн с четырьмя дорожками, актовый зал на 450 мест, медиатека,
столовая, пищеблок, рекреационные зоны − словом, всё для гармоничного развития ребят. Работает и музей имени Калашникова (новая школа носит имя знаменитого конструктора стрелкового оружия).
Как констатировал на торжественной церемонии начала работы учебного заведения Николай Меркушкин, губернатор Самарской области, это самая крупная и современная школа в России. Ее построили с рамках государственно−частного партнёрства, и она стала одной из первых в стране, получившей финансирование по федеральной программе по строительству и реконструкции школ.
Кроме того, первого сентября приняла 1000 учеников и новая школа в микрорайоне «Болгарь». В декабре в «Южном городе» заработает школа, рассчитанная на 1500 учащихся, а в следующем году начнется строительство еще одного учебного заведения в Кошелев−проекте. (Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 07/09/2016)
Стиль данной статьи — публицистический. Цель статьи − дать информацию о последних актуальных событиях, воздействовать на аудиторию, создать общественное мнение. В статье используется общественно−политическая лексика: готовые принять, современно здание, новейшее оборудование, талантливые педагоги, гармоничное развитие,
констатировал, торжественная церемония, построили в рамках государственно−частного партнёрства, федеральная программа по строительству и реконструкции школ, учебное заведение. Используются вводные слова, стандартные конструкции.

Номер 65


Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. С помощью каких языковых средств создаётся эмоциональность, образность текста? Сделайте выводы о языковых особенностях данного публицистического произведения. • Из первого абзаца выпишите слова с пропусками и скобками. Спишите второй абзац.
Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и п..чалясь, невольно вспом..ная давние, навсегда отжитые врем..на, думая о великих св..ршениях и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой реч(?)кой, тонущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радос(?)ный мир. Здесь услышал я русскую ладную реч(?), слушал чудес(?)ные народные песни. И здесь же почу(?)ств..вал, полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.
Пройдут врем..на, думаю я теперь, и пок..ления людей спрос..т у нас о пережитых и пережива..мых нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пиш..м и говорим.
(И. Соколов−Микитов)

Решение

Я долго стоял на берегу родной реки, радуясь и печалясь (словар.), невольно вспоминая (поминки) давние, навсегда отжитые времена (сущ. на −мя во мн. ч. В. п.), думая о великих свершениях (словар.) и переменах. Трогательно связана моя жизнь с этой маленькой речкой (сочетание чн), тонущей в зелёных кудрявых берегах. Здесь прошло моё детство, перед глазами впервые раскрывался живой радостный (радость) мир. Здесь услышал я русскую ладную речь (сущ., 3 скл.) , слушал чудесные (чудеса) народные песни. И здесь же почувствавал (словар.), полюбил материнское тепло родной земли, родившей меня и вскормившей.
Пройдут времена, думаю я теперь, и поколения (словар.) людей спросят (спросить, 2спр., 3−е л., мн. ч.) у нас о пережитых и переживаемых (прич., образ. от глагола переживать 1спр.) нами величественных и трагических днях. Надо помнить живших на русской земле дедов и отцов наших, создавших могучий язык, на котором мы пишем (писать, 1 спр., 1−е л., мн. ч.) и говорим.
(И. Соколов−Микитов)
Тема текста — воспоминания о детстве.
Мысль текста — нужно помнить людей, которые создали могучий язык.
Эмоциональность передается с помощью определений: родной реки, отжитые времена,
великие свершения, маленькая речка, зеленые кудрявые берега, чудесные народные песни, материнское тепло, родная земля, величественные и трагические дни.
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:02 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 66


Прочитайте фрагменты из речи Исократа (436−338 до н. э.). Уточните, кто такие Исократ, хиосцы, родосцы, византийцы. Где вы будете искать информацию о них?
Что утверждает Исократ? К чему призывает? Какие средства он использует, чтобы сделать свою речь убедительной?
Прочитайте речь Исократа так, чтобы слушатели прониклись убеждённостью оратора.
Мы пришли сюда, чтобы обсудить вопрос о войне и мире, который имеет величайшее значение в жизни людей...
Я утверждаю, что нам необходимо заключить мир не только с хиосцами, родосцами, византийцами... но со всем человечеством, и мирный договор должен... предусматривать автономию эллинов, вывод гарнизонов из чужих городов и сохранение каждым своей территории. Ведь не придумать более справедливого и более выгодного для нашего города мирного договора, чем этот.

Решение

Исократ − древнегреческий теоретик ораторского искусства, писатель, публицист − появился на свет в 436 г. дон. э. Хиосцы — это жители острова Хиос. Родосцы − жители острова Родос. Бизантийцы — жители Византии.
Исократ утверждает, что его народу нужно заключить мир не только с теми, кто живет по соседству, но и со всем человечеством. Чтобы сделать свою речь убедительной, Исократ использует в своем выступлении слова высокого стиля: заключить мир, со всем человечеством, более справедливого, более выгодного, мирный договор.

Номер 67


Прочитайте начало выступления академика А. Д. Сахарова в связи с присуждением ему в 1975 году Нобелевской премии. Докажите, что текст обладает приметами публицистического стиля.
Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!
Глубокоуважаемые дамы и господа!
Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой−либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.
Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды — Нобелевской премии мира — и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами...

Решение

Стиль текста − публицистический, так как это публичное выступление, в нем имеется обращение к слушателям, автор использует специальные термины, которые объединены общей темой "мир": мир, прогресс, права, Нобелевская премия мира, права человека, Нобелевский комитет.

Номер 68


Найдите в Интернете публицистические выступления политиков, деятелей культуры, спорта и др. К кому обращены эти высказывания, какие задачи ставили авторы? Одно выступление охарактеризуйте устно.

Решение

ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА
Выступление на совещании по вопросам развития жилищно−коммунального хозяйства 16 февраля 2001 года, г. Томск
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы обсудим сегодня с вами вопрос, который волнует в последнее время всех, и не только волнует, задевает каждого − вопрос жилищно−коммунального хозяйства. Это важно для всей страны, но особенно актуально, конечно, для таких сложных регионов, как Сибирь и Дальний Восток.
Начать мы должны с обсуждения именно этого острого вопроса, потому что, мы с вами это прекрасно понимаем, речь идет о свете и тепле в домах наших граждан. Повторяю, для России в целом, не только для Сибири и Дальнего Востока это важно. Потому что почти 70 процентов территории страны у нас относится к категории северных и удаленных.
Надо прямо сказать, что эта проблема тесно связана и с другим вопросом − с энергетикой, с тарифами на товары и услуги естественных монополий. Об этом мы поговорим сегодня тоже, позднее будет совещание по этому вопросу, и, вне всяких сомнений, эти две проблемы должны быть увязаны друг с другом.
Президент России В. В. Путин обращается к работникам министерства по вопросам жилищно−коммунального хозяйства. Задачи, которые поставил перед собой автор, решить вопросы жилищно− коммунального хозяйства для Сибири и Дальнего Востока, где ежегодно
возникают проблемы со светом и теплом. В своем выступлении В. В. Путин для убедительности использует слова высокого стиля: вопрос жилищно−коммунального хозяйства, важно для всей страны, актуально, проблема тесно связана, услуги естественных монополий. Применение таких слов характеризует публицистический стиль.
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:04 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 69


Вообразите, что вам предстоит выступить в актовом зале, на школьной площадке, в классе и т. д. Ваша задача − убедить слушателей, что необходимо прийти в ближайший выходной день для того, чтобы помочь в создании школьного музея (в восстановлении памятника культуры и т. д.). Составьте устное выступление−обращение в публицистическом стиле. Уточните свою тему. Запишите развёрнутый план, рабочие материалы к нему. Потренируйтесь дома в устном выступлении.

Решение

Внесем свой вклад в создание школьного музея!
Дорогие ребята!
Мы все знаем, как важно помнить историю своего народа, свою историю. Многие люди собирали по крупицам свидетельства прошлого: предметы быта, одежду, письма солдат с фронта, ордена, значки, для того, чтобы сегодня мы помнили и уважали подвиг наших предков на войне, знали и ценили русские традиции.
Теперь у вас тоже появился шанс внести свой вклад в историю страны, города, школы. Приглашаем всех желающих завтра помочь в создании школьного музея. От вас потребуются помощь в сортировке музейных экспонатов, и их пополнение за счет имеющихся у вас предметов прошлого. Наверняка, в вашей семье сохранились фотографии и письма бабушек и дедушек, воевавших на фронте, старинные предметы обихода, посуда, мебель, инструменты, одежда. Подарите их музею. Если вы приложите к экспонатам описание, то эти вещи расскажут о вас и ваших предках еще не одному поколению школьников.

Номер 70


Свободный диктант. Сформулируйте основную мысль текста. Укажите языковые средства публицистического стиля.
Вдоль реч(?)ки уничтожили в..твистые вербы, и реч(?)ка обм..лела, а летом совсем пересохла.
Предвижу возр..жения: в..лика беда. Реч(?)ка−то (не)суд..ходная, (не)промысловая.
Да, но откуда же суд..ходные реки берут свои воды? Из таких же малых рек. Они — неотъемлемая часть единого пр..родного комплекса. А коли так, нельзя же было в порыве деловых увл..чений её губить.
Деревьев (не)стало — (не)стало реч(?)ки, реч(?)ки не стало — перев..лась рыба, и..чезли реки. И так по цепочке. В пр..роде всё в равновес... Эту взаимосвязь легко разрушить, а во(с, сс)тановить гораздо труднее.
Обществу нужны строгие законы об охране пр..роды. К сож..лению, даже к тем, которые имеются, мы обр..щаемся ре..ко. Поэтому неудивительно, что вместо парков — серые, мало радующие глаз здания, на месте речек — высохшие овраги, а вместо озёр и прудов— засохшие, покрытые серым илом огромные чаши, нав..дящие п..чаль и тоску.
(По Т. Афасижеву)

Решение

Вдоль речки (чк без ь) уничтожили ветвистые (ветки) вербы, и речка обмелела (мель), а летом совсем пересохла.
Предвижу возражения: велика беда. Речка−то не судоходная (противопоставление), не промысловая.
Да, но откуда же судоходные реки берут свои воды? Из таких же малых рек. Они — неотъемлемая часть единого природного (природа) комплекса. А коли так, нельзя же было в порыве деловых увлечений её губить.
Деревьев не стало (не с глаг.) — не стало речки, речки не стало — перевелась рыба, исчезли (словар) реки. И так по цепочке. В природе (словар.) всё в равновесии (2 скл., П. п.). Эту взаимосвязь легко разрушить, а восстановить гораздо труднее.
Обществу нужны строгие законы об охране природы (словар.). К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся редко (редок). Поэтому неудивительно, что вместо парков — серые, мало радующие глаз здания, на месте речек — высохшие овраги, а вместо озёр и прудов— засохшие, покрытые серым илом огромные чаши, наводящие (водит) печаль (словар.) и тоску.
*Основная мысль текста − нужно беречь природу, окружающую среду. Языковые средства: вкрапления разговорной, просторечной лексики: велика беда, коли так, речка−то; вопросительные предложения (Да, но откуда же судоходные реки берут свои воды?); краткие предложения (И так по цепочке. В природе всё в равновесии.); слова высокого стиля: предвижу возражения, неотъемлемая часть единого природного комплекса, строгие
законы, охрана природы.

Номер 71


Всегда ли положительно влияние технического прогресса на окружающую среду? Обсудите в классе эту проблему. Пусть в полилоге прозвучат различные точки зрения. Обобщите высказанные мысли устно или письменно.
Примерные темы.
1. Технический прогресс и озоновые «дыры».
2. Не хожу я купаться на нашу речку.
3. Как влияет технический прогресс на изменения климата планеты?
4. Почему уменьшается численность белых медведей?
5. АЭС: за ними будущее или будущее без них?
Вы можете предложить и другие темы для обсуждения.

Решение

Человечество имеет огромное влияние на окружающую среду. И не всегда положительное. Стремительно развивающиеся предприятия в первую очередь заботятся о получении прибыли и практически не задумываются об экологии. Такое негативное влияние человека на
окружающую среду и потребительское отношение привели к истощению многих природных ресурсов и ухудшению состояния нашей планеты.
Люди нашли эффективные методы добывания полезных ископаемых, но при этом совсем не заботятся об окружающей среде. Расточительство природных богатств может привести к неминуемой экологической катастрофе.
Еще один фактор, наихудшим образом влияющий на состояние окружающей среды, − это не всегда оправданное применение гербицидов и большого количества удобрений. Такие действия могут привести к тому, что выращенные таким способом продукты постепенно превратятся в непригодные и опасные для употребления. А почва и грунтовые воды также
окажутся отравленными.
К счастью, человечество все чаще стало задумываться о возникших экологических проблемах. Ученые всего мира ищут возможности для разумного использования ценных природных ресурсов. Влияние человека на окружающую среду, безусловно, огромное. И как это ни печально признавать, но чаще оно негативное.
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:06 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
ПРИЧАСТИЕ

§12. Причастие как часть речи


Номер *


Сравните словосочетания летучие семена (деревьев), летящий камень и ответьте на вопросы:
1. Какие слова обозначают признаки предметов? Назовите эти признаки.
2. Есть ли различие в названных признаках?
а) Какое из слов обозначает постоянный признак предмета?
Благодаря своим особенностям этот предмет легко переносится ветром.
Какой частью речи является это слово?
б) Какое слово обозначает признак предмета, который проявляется во времени? Почему?
Летучий − это прилагательное. Летящий − это причастие.

Решение

Прилагательные обозначают качественные, относительные и притяжательные признаки предмета, причастия обозначают признаки предметов по действию.
Различие есть.
а) Летучий — слово, которое обозначает постоянный признак предмета.
Слово является прилагательным.
б) Слово − летящий, потому что камень бросили, и он полетел, но данный признак не является постоянным, а проявляется во времени.

Номер *


Прочитайте. Чем отличается общее значение причастия от общего значения прилагательного?
Докажите их различие с помощью примеров.

Решение

Прилагательное обозначает признак предмета (свойства, принадлежность, количество), а причастие − признак предмета, который проявляется во времени.
Например, веселый человек (он веселый по природе своей) — постоянный признак; веселящийся человек (человек, который веселится сейчас) — признак, проявляющийся во времени.
Прилагательные обозначают признак предмета, то есть свойства, принадлежность, количество, и т. д., характеризующие предметы.

Номер 72


Прочитайте фрагмент статьи учёного. К какому стилю речи относится текст? Выскажите кратко своё мнение по поводу спорного вопроса, о котором говорит автор. Продолжите одно из данных после текста предложений.
Причастие имеет общие признаки с прилагательным и глаголом, оно причастно к ним, совмещает свойства и той, и другой части речи, поэтому так и называется. Учёные−лингвисты до сих пор спорят, является ли причастие самостоятельной частью речи или глагольной формой, то есть разновидностью глагола. Сейчас большинство учёных выделяют причастие как самостоятельную часть речи. (Н. Ладушкина)
1. На мой взгляд, __ __ __ _.
2. По моему мнению, _ __ __ _.
3. Мне думается, что _ __ __ __.

Решение

На мой взгляд, причастие является самостоятельной частью речи.
По моему мнению, причастие нельзя назвать разновидностью глагола, так как причастие обозначает признак предмета.
Мне думается, что причастие может быть самостоятельной частью речи.
Текст относится к научному стилю.
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:12 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 73


Какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставьте данные ниже формы слов. Как изменяется причастие? Спишите. Дайте ответы в столбике справа.



Решение



Причастие, так же как и прилагательные, могут изменяться по родам, по падежам и по числам.

Номер 74


Определите, учитывая значение графически выделенных морфем, какие признаки глагола есть у причастия. Вывод запишите.



Решение



Причастия, как и глаголы, могут быть совершенного и несовершенного вида, имеют время − настоящее и прошедшее.

Номер 75


Прочитайте четверостишие из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия (их в тексте три) как члены предложения.
Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

Решение

Прикрепления: 6396097.png(9.8 Kb) · 8627507.png(11.4 Kb) · 2482074.png(16.7 Kb) · 4746502.png(17.2 Kb) · 0777328.png(7.3 Kb)
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:14 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 76


Определите стиль текста. Выпишите сначала причастия (вместе с существительными), затем прилагательные, указывая их падеж, число и род. Выпишите остальные слова с пропусками и со скобками.
Ра..пахнув окно, я долго любовался расст..лавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа; любовался Чусовой, которая сильно надулась и подн..ла свой синевато(грязный) рыхлый лёд, покрытый жёлтыми наледями и чёрными полыньями, точно он проржавел; любовался густым ельником, который сейчас за рекой поднимался могуч..й зелёной щёткой и выстилал загораживавшие к реке дорогу горы. В логах ещё лежал снег, точно из(ъ, ь)еденный червями; по проталинам зеленела первая весенняя травка, но берёзы были ещё совсем голы и печально свесили свои пр..пухшие красноватые ветви. (Д. Мамин−Сибиряк)

Решение

Распахнув окно, я долго любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной бойкой пристани, залитой тысячеголосой волной собравшегося сюда народа; любовался Чусовой, которая сильно надулась и подняла свой синевато−грязный рыхлый лёд, покрытый жёлтыми наледями и чёрными полыньями, точно он проржавел; любовался густым ельником, который сейчас за рекой поднимался могучей зелёной щёткой и выстилал загораживавшие к реке дорогу горы. В логах ещё лежал снег, точно изъеденный червями; по проталинам зеленела первая весенняя травка, но берёзы были ещё совсем голы и печально свесили свои припухшие красноватые ветви. (Д. Мамин−Сибиряк)
Стиль текста — художественный.
Причастия: расстилавшейся картиной (тв. п., ед. ч., ж. р.), залитой
пристани (род. п., ед. ч., ж. р.), собравшегося народа (род. п., ед. ч., м. р.),
покрытый лёд (в. п., ед. ч., м. р.), загораживавшие горы (в. п., мн. ч.),
изъеденный снег (им. п., ед. ч., м. р.), припухшие ветви (в. п., мн. ч.).
Прилагательные: бойкой пристани (род. п., ед. ч., ж. р.), тысячеголосой волной (тв. п., ед. ч., ж. р.), синевато−грязный рыхлый лёд (в. п., ед. ч., м. р.), густым ельником (тв. п., ед. ч., с. р.), жёлтыми наледями (тв. п., мн. ч.), черными полыньями (тв. п., мн. ч.), могучей зеленой щеткой (тв. п., ед. ч., ж. р.), первая весенняя травка (им. п., ед. ч., ж. р.), красноватые ветви (вин. п., мн. ч.).

Номер 77


Спишите. В последнем предложении поставьте пропущенные запятые. Определите вид и время причастий.
Образец. Упавшие (листья) − это те, которые упали. Упавшие − причастие совершенного вида, прошедшего времени.
• Из 2−го предложения выпишите грамматическую основу и словосочетание «
Х
г
л
а
г
о
л
+ существительное в В. п.». • К выделенному слову подберите однокоренные слова, являющиеся разными частями речи.
1. На всём протяжени.. реки только в одном мест.. к ней подход..т неведомо куда ведущая дорога.
2. Заходящее солнце наполнило сады золотым блеском.
3. Сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых дерев..ев, вдруг открое(т, ть)ся поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.
4. На запад.. ещё тле..т з..ря в зар..слях волч..их ягод кр..чит выпь на мшарах бормочут и воз..тся журавли, обе..покоенные дымом костра. (К. Паустовский)

Решение

На всём протяжениии реки только в одном месте к ней подходит неведомо куда ведущая дорога.
Заходящее солнце наполнило сады золотым блеском. (Предложение простое, повеств., невоскл., распр.)
Сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.
На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра. (К. Паустовский)
Ведущая дорога — это дорога, которая ведет. Ведущая — причастие несов. вида, наст. времени.
Заходящее солнце — это солнце, которое заходит. Заходящее — причастие несов. вида, наст. времени.
Присутствующий сумрак — это сумрак, который присутствует. Присутствующий — причастие несов. вида, наст. времени.
Заросшая (поляна) — это та, которая заросла. Заросшая — причастие сов. вида, прош. времени.
Обеспокоенные журавли — это те, которые обеспокоили. Обеспокоенные — причастие сов. вида, пр. времени.
Грам. основа из второго предложения: солнце наполнило;
словосочетание: наполнило (что?) сады.
Однокоренные слова: блестящими — блестеть, блеск, поблескивающий.
I. Наполнило — глагол (что сделало?).
II. Н. ф. — наполнять; несов. в., переходной; I спр., в изъяв. наклонении, Пр. вр., ед. ч., 3−е л.
III. (Что сделало?) наполнило.
 
skumonkДата: Понедельник, 23.12.2019, 17:14 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 78

Диктант. Сформулируйте основную мысль текста. Укажите языковые средства публицистического стиля. Подчеркните в записанном тексте причастия.
Говорят, если найдёшь у моря камеш..к с дыроч(?)кой, то загаданное ж..лание исполнится. Глупая пр..мета, конеч(?)но, но хочется отыскать что−то (не)обыкновенное, а тут ещё и с добрым умыслом. Словом, бреду вдоль пляжа в поисках чудо−камешка, время от времени разгр..баю мя..кий п..сок... И что там? Да разное: косточки от съеденных фруктов, огрызки, скомканные фантики, окурки в великом множестве... (Не)хочется и перечислять эти га..кие находки.
Оглядываюсь в поисках мусорного бач(?)ка. Может, нет его, и люди стыдливо закапывают свои об..едки. Вон, однако, ст..ит (не)подалёку, врытый в песок, ёмкий, выкрашенный в яркий цвет. Просто идти до него многие ленятся. А за бер..говым изгибом, где народ поч(?)ти не купается из−за бльших в..лунов, высится г..ра — г..рища пластиковых бутылок. Г..ра человеческой (не)благодарности к той самой природе, которая по−прежнему щедро дарит и ласковое со..нце, и б..рюзовое море, и тёплый песок, где волшебному камешку с дыроч(?)кой так (не)уютно рядом с грязной шелухой. Но надо, надо его найти и заг..дать одно−единственное ж..лание — чтобы человек стал милостивее к природе! (А. Лыков)

Решение

Говорят, если найдёшь у моря камешек с дырочкой, то загаданное желание исполнится. Глупая примета, конечно, но хочется отыскать что−то необыкновенное, а тут ещё и с добрым умыслом. Словом, бреду вдоль пляжа в поисках чудо−камешка, время от времени разгребаю мягкий песок... И что там? Да разное: косточки от съеденных фруктов, огрызки, скомканные фантики, окурки в великом множестве... Не хочется и перечислять эти гадкие находки.
Оглядываюсь в поисках мусорного бачка. Может, нет его, и люди стыдливо закапывают свои объедки. Вон, однако, стоит неподалёку, врытый в песок, ёмкий, выкрашенный в яркий цвет. Просто идти до него многие ленятся. А за береговым изгибом, где народ почти не купается из−за бльших валунов, высится гора — горища пластиковых бутылок. Гора человеческой неблагодарности к той самой природе, которая по−прежнему щедро дарит и ласковое солнце, и бирюзовое море, и тёплый песок, где волшебному камешку с дырочкой так неуютно рядом с грязной шелухой. Но надо, надо его найти и загадать одно−единственное желание — чтобы человек стал милостивее к природе! (А. Лыков)
Основная мысль текста − нужно бережно относится к природе, не засорять общественные места.
Языковые средства публицистического стиля:
1) Лексические признаки: выражения − добрый умысел, человеческая неблагодарность; слова с положительной (камешек, мягкий, ласковое солнце, бирюзовое море, теплый песок) и отрицательной оценкой (гадкие находки, стыдливо, грязная шелуха); эпитеты (гадкие находки, грязная шелуха), гиперболы (гора неблагодарности), олицетворение (природа дарит).
2) Морфологические признаки: единственное число имени существительного в значении множественного числа (человек стал); настоящее время глагола (бреду, говорят, разгребаю, оглядываюсь, закапывают, стоит, высится и т. д.);
3) Синтаксические признаки: восклицательное предложение (Но надо, надо его найти и загадать одно−единственное желание − чтобы человек стал милостивее к природе!); вставные конструкции (говорят, конечно, словом, может); многосоюзие (и ласковое солнце, и бирюзовое море, и теплый песок).
 
skumonkДата: Среда, 25.12.2019, 16:19 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
§13. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Номер *

Сопоставьте падежные окончания причастий и прилагательных в единственном числе. Как склоняются причастия?

гдз русский язык 7 класс баранов ладыженская просвещение

И. п. волнующееся синее море (какое?)
Р. п. волнующегося синего моря (какого?)
Д. п. волнующемуся синему морю (какому?)
В. п. волнующееся синее море (какое?)
Т. п. волнующимся синим морем (каким?)
П. п. о волнующемся синем море (о каком?)
Просклоняйте данные слова во множественном числе.
Как склоняются причастия во множественном числе?

Решение

Причастия склоняются также, как и прилагательные.
И. п. волнующиеся синие море (какие?)
Р. п. волнующихся синих моря (каких?)
Д. п. волнующимся синим морю (каким?)
В. п. волнующиеся синие море (какие?)
Т. п. волнующимися синими морем (какими?)
П. п. о волнующихся синих море (о каких?)

Номер 79

Сначала устно просклоняйте данные существительные с зависимыми причастиями и прилагательными, затем запишите их в дательном, творительном и предложном падежах единственного числа.
• Составьте два предложения с записанными словосочетаниями.
Разв..вающийся синий шарф, движущаяся сп..ртивная колонна, к..лышущееся яркое пламя, искрящийся высокий костёр, с..дящий за комп..ютером подросток, об..ясняющий тему практикант.

Решение

Развевающийся синий шарф, движущаяся спортивная колонна, колышущееся яркое пламя, искрящийся высокий костёр, сидящий за компьютером подросток, объясняющий тему практикант.
Д. П. Развевающемуся синему шарфу, движущейся спортивной колонне, колышущемуся яркому пламени, искрящемуся высокому костру, сидящему за компьютером подростку, объясняющему тему практиканту.
Т. П. Развевающимся синим шарфом, движущейся спортивной колонной, колышущемся ярким пламенем, искрящимся высоким костром, сидящим за компьютером подростком, объясняющим тему практикантом.
П. П. Развевающемся синим шарфе, движущейся спортивной колонне, колышущемся ярком пламени, искрящемся высоком костре, сидящем за компьютером подростке, объясняющем тему практиканте.
Поезд тронулся, стал набирать скорость, а я еще долго видел мамин развевающийся синий шарф.
Профессор обратился с вопросом к объясняющему тему практиканту.

Номер 80

Спишите, обозначая условия выбора гласных в окончаниях причастий.
От надвигающ..йся тучи, поднимающ..мся облаком, о колеблющ..мся свете, вьющ..юся зелень, колющ..мся шиповником, о моросящ..м дожде, вздыбивш..юся пыль, у обугливш..йся ели, о развевающ..мся знамени, зеленеющ..м полем, огнедышащ..ю гору, о движущ..мся циклоне, колеблющ..мся пламенем.

Решение

Прикрепления: 8335565.png(37.3 Kb)
 
skumonkДата: Среда, 25.12.2019, 16:23 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 81



Решение



Номер 82


Спишите. Причастия, заключённые в скобки, ставьте в нужном падеже, числе и роде. Окончания причастий выделите.
1. Из красив..х ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались г..рляндами вниз вьющиеся растения.
2. Перед домом, на мраморн..х столбах, стояли два (блестящий) шара, в которых (странствующий) труппа отр..зилась вверх ногами, в смешном (изогнутый) и (растянутый) вид.. .
3. Бе..звучно проскользнул Сергей в деревянн..ю к..литку, (ведущий) в парк.
4. Изящные чугунные завитки, (составлявший) рисунок ворот, служили верн..ми точками опоры для цепких маленьких мускулистых ног. (А. Куприн)

Решение

Прикрепления: 5874202.png(30.4 Kb) · 0727595.png(44.0 Kb) · 0544147.png(40.5 Kb)
 
skumonkДата: Среда, 25.12.2019, 16:24 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Номер 83

Проанализируйте предложения. В текстах какого стиля они употреблены? Спишите, выбирая из скобок подходящие по смыслу причастия в нужном падеже, числе, роде. • Подчеркните грамматическую основу каждого предложения и поставьте нужный знак.
1. Исаак Ньютон великий английский учёный, (открывший, открывшийся) закон всемирного т..готения.
2. Сила трения это ещё один вид силы, (отличающийся, отличающий) от взаимодействия молекул силы тяжести и силы упруг..сти.
3. Сила трения это сила, (прекращающий, прекращающийся) движение автомобиля, у которого водитель выключил м..тор.
4. На жидкости, как и на все тела, (находящий, находящийся) на земле, действует сила тяжести.
5. Морские ежи и морские звёзды (обитающие — обитающиеся) в условиях полноводных морей, встречаются в нашей стране у северного и восточного побережий.

Решение

Исаак Ньютон − великий английский учёный, открывший закон всемирного тяготения.
Сила трения − это ещё один вид силы, отличающаяся от взаимодействия молекул силы тяжести и силы упругости.
Сила трения − это сила, прекращающая движение автомобиля, у которого водитель выключил мотор.
На жидкости, как и на все тела, находящиеся на земле, действует сила тяжести.
Морские ежи и морские звёзды обитающие в условиях полноводных морей, встречаются в нашей стране у северного и восточного побережий.
Данные предложения употреблены в текстах научного стиля.

Номер 84

Найдите в ваших учебниках физики, истории, географии и др. предложения, в которых употреблены причастия. Запишите четыре таких предложения.

Решение

В Новое время стала складываться политическая система управления, существующая и в наши дни.
Карету Елизаветы больше не сопровождали ликующие толпы.
Теория может не только объяснить наблюдаемое явление, но и предсказать новые.
Например, двигатель внутреннего сгорания, приводящий в движение автомобили, тепловозы, речные и морские суда, был создан на основе изучения тепловых явлений.
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » ГДЗ, Решебники, Готовые Домашние Задания » ГДЗ Русский язык 7 класс Ладыженская
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: