Урок по теме Сила трения

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Урок по теме Сила трения
Урок по теме Сила трения
skumonkДата: Среда, 06.12.2017, 16:59 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
ОТКРЫТЫЙ УРОК


Тема: Сила трения. Трение в природе и технике. 9, 10 класс

Цель урока:


- ввести первоначальное понятие о силах трения скольжения и качения, сухом и жидком трении (на примере смазки) и значении трения в природе, технике и быту;

- установить основные положения теории на основе опытов.

Задачи урока:

- продолжить развитие умений наблюдать физические явления (на примере взаимодействия тел);

- проверить теоретические предположения экспериментально;

- обучать учащихся правильно пользоваться физическими приборами, учить измерять силу трения скольжения;

- развивать умения сравнивать явления (сухое и жидкое трение, виды сухого трения);

- постановка учащимися физического эксперимента и его анализ;

- осуществлять межпредметные связи;

- расширять кругозор учащихся.

Оборудование:

- демонстрационное: трибометр, динамометр, гиря массой 1 кг., гиря массой 5 кг, тележка, стальной цилиндр, резиновая пробка, свинцовые цилиндры (2 шт.), медная проволока, подшипник шариковый.

- лабораторное: нить шелковая, бутылочка стеклянная, мыльный раствор, доска деревянная, брусок деревянный, груз 100 г., динамометр, карандаши круглые.

Таблицы:

- виды сухого трения;

- жидкое трение.

ТСО:

-кинофрагмент «трение».

План урока

1. Оргмомент - 2 мин.

2. Физический диктант - 6 мин.

3. Изучение нового материала: - 25 мин.

- постановка проблемной ситуации;

- сообщение темы и целей урока;

- беседа, демонстрация опытов;

- показ кинофрагмента;

- сообщения учащихся.

4. Закрепление материала: - 10 мин.

- фронтальный лабораторный эксперимент (выполняют учащиеся);

- ответы на вопросы учителя.

5. Домашнее задание - 1 мин.

6. Итог урока, выставление оценок - 1 мин.

И т о г о: - 45 мин.

Ход урока

Вопросы к физическому диктанту:

1. Напишите формулу для расчета силы тяжести.

2. Напишите формулу для расчета веса тела.

3. В каком случае вес равен силе тяжести?

4. Напишите формулу закона Гука.

5. Перечислите виды упругой деформации.

6. Назовите силы указанные на чертеже.

(Учащиеся осуществляют взаимопроверку).

Изучение нового материала

Демонстрация.

Толкнуть по столу брусок, качнуть маятник.

Вопрос.

Почему тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается?

Учащиеся.

Можно предположить, что на тело действует сила, которая препятствует

движению.

Учитель.

Взаимодействие, возникающее вместе соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению, называют трением, а характеризующую это взаимодействие силу – силой трения.

Обозначают эту силу Fтр [H]. Измеряют в ньютонах.

Сила трения – векторная величина; она имеет направление.

Вопрос.

Как вы думаете, куда направлена сила трения?

Учащиеся.

В сторону, противоположную движению.

Учитель.

Давайте укажем на чертеже направление силы трения.

Учитель.

Различают сухое и жидкое трение.

Жидкое трение происходит при движении твердого тела в жидкости или между слоями жидкости. Описать его довольно сложно. Поэтому в 7 классе мы изучаем только сухое трение, которое происходит между поверхностями твердых тел.
 
skumonkДата: Среда, 06.12.2017, 17:00 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Демонстрация.

а) на столе стоит гиря 5 кг, толкнуть ее рукой. Гиря не движется.

б) деревянный брусок удерживается на наклонной деревянной доске.

Вопрос.

Почему тела не движутся?

Учащиеся.

На них действует сила трения.

Учитель.

Сила, удерживающая тела в состоянии покоя, называется силой трения покоя. Из-за наличия этой силы не рассыпается куча песка, тогда как из гладких шариков такой кучки образовать невозможно. (Продемонстрировать опыт с шариками витаминного драже).

Сила трения покоя удерживает на полу мебель, не дает шнуркам развязаться, удерживает гвозди, шурупы, болты, которыми скрепляют доски и т.д.

Демонстрация. (Выполняют учащиеся)

а) положите брусок на лист бумаги. Тяните за край листа. Наблюдайте, что происходит.

б) положите руку на тетрадь и передвиньте тетрадь по столу.

Вопрос.

С помощью чего мы заставили брусок и тетрадь двигаться?

Учащиеся.

Гиря и тетрадь приходят в движение с помощью силы трения покоя.

Учитель.

Сила трения покоя может быть разной. Она растет вместе с силой тяги. (Продемонстрировать).

Приложив к телу силу, превышающую максимальную силу трения покоя, тело сдвигается с места и трение покоя заменяется трением скольжения.

Сила трения скольжения всегда меньше силы трения покоя. (Доказывают на опыте).3

* Обратить внимание учащихся на то, что динамометром мы измеряем силу тяги, но при равномерном движении сила тяги по модулю равна силе трения.

Учитель.

От чего зависит сила трения скольжения?

Демонстрация.

а) деревянный брусок перемещают по деревянной доске. Затем на брусок кладут гирю 1 кг. В обоих случаях измеряют силу трения. Делают вывод, что сила трения скольжения тем больше, чем больше вес тела.

б) деревянный брусок с гирей 1 кг перемещают по коже, а затем по стеклотекстолиту. Измеряют в обоих случаях силу трения скольжения. Делают вывод, что сила трения зависит от рода трущихся поверхностей.

в) перекидывают через стальной цилиндр металлическую проволоку с грузом на конце и измеряют силу трения. Повторяют опыт с резиновой пробкой. Убеждаются, что сила трения скольжения зависит от рода трущихся поверхностей.

Учитель.

А если заставить тело катиться, тогда какая сила возникает между двумя поверхностями?

Учащиеся.

Сила трения качения.

Учитель.

Измерим ее на опыте.

Демонстрация.

На тележке стоит гиря 1 кг. Сначала измеряют силу трения скольжения, а затем силу трения качения. Убеждаются, что сила трения качения на много меньше.

Учитель.

Чем обусловлено трение качения? (Идет объяснение с использованием таблицы). Например, катящееся колесо несколько вдавливается в полотно дороги и потому перед ним все время оказывается небольшой бугорок, который необходимо преодолевать. Чем тверже дорога, тем трение качения меньше.

Вопрос.

В чем причина трения?

Учащиеся.

Поверхности тел имеют неровности, шероховатости.

Учитель.

Правильно. Неровности цепляются друг за друга и возникает трение.

Вопрос.

А если отшлифовать поверхности? Уменьшится ли в этом случае трение?

Учащиеся.

Да, уменьшится.

Учитель.

Действительно, при шлифовке сила трения уменьшается, но только до определенного предела, затем она снова увеличивается и даже может очень сильно возрасти.
 
skumonkДата: Среда, 06.12.2017, 17:02 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Демонстрация.

Два свинцовых цилиндра не сцепляются, если их поверхности неровные. Если их соединить свежими срезами, то сила трения между поверхностями так возрастет, что цилиндры крепко сцепятся и даже удержат тяжелый груз.

Учитель.

В чем здесь причина трения?

Частицы вещества – молекулы притягиваются друг к другу.

Для записи в тетрадь.

Трение

Сухое Жидкое

трение покоя трение качения

трение скольжения

Причины трения.

1. Шероховатость поверхностей.

2. Притяжение молекул (частиц вещества).

Учитель.

Посмотрите кинофрагмент «Трение».

Ответьте на вопрос: «Как уменьшить трение?».

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, используя материал кинофрагмента.

Далее демонстрируется образец подшипника.

После этого учащиеся выступают с сообщениями.

Сообщение

ПОДШИПНИКИ НА ГАЗОВОЙ СМАЗКЕ

Путь уменьшения трения в узлах машин известен – использование смазки. Но какой? Сотрудники Дальневосточного государственного технического университета предлагают газовую смазку. Высокая частота вращения, маленькая масса вращающихся частей, низкие потери на трение в подшипниках на газовой смазке обеспечивает их надежность и долговечность при высоких скоростях. Газодинамические подшипники имеют низкий шум и вибрацию не загрязняют окружающую среду.

Сообщение

ПЕННЫЙ КОВЕР

Если у самолета сломалось шасси, то посадка его возможна только на «брюхо», что при приземлении на бетонную полосу из-за сильного трения корпуса о шероховатую бетонную поверхность может привести к тяжелой аварии: загоранию самолета, опрокидыванию, поломки корпуса. Пот этому самолет с поврежденным шасси стараются посадить на водную поверхность или ровное пахотное поле. Не так давно на аэродроме в городе Тулузе (Франция) испытана посадочная полоса, предназначенная для такого случая, в виде «ковра» из пены повышенной стойкости. Специальная машина всего за 10 минут создала на посадочной полосе длиной 1500 метров и шириной 10 метров слой водного пенообразующего раствора толщиной в несколько сантиметров. Такой пенный «ковер» оказался надежным средством спасения самолета при аварийной посадке.

Сообщение

МАЗАИКА ИЗОБРЕТЕНИЙ

1. Роликовые подшипники из дерева использовались, по свидетельству древнеримского инженера Витрувия, еще в осадных орудиях Александра Македонского. Сегодня сверхминиатюрные подшипники содержат шарики, целая тысяча которых весит всего лишь 1 грамм. Шарики так легки, что удерживаются на поверхности воды, а в наперстке их может уместиться 10 тысяч.

2. Три года понадобилось изобретателям, чтобы изготовить робота-пчелу. Тело её сделано из бронзы, крылья вырезаны из бритвенных лезвий и вращаются на алмазных подшипниках. Искусственная пчела взмахивает крылышками 250 раз в минуту, выписывает восьмерки на стенки улья и даже разбрызгивает подсахаренную воду изо рта. Нужна она для изучения поведения насекомых, и надо сказать, что некоторые настоящие пчелы признали её за свою.

3. Добывать огонь длительным трением или высекая искры ударами о кремень было не удобно и утомительно. Лишь в 1827 году английский изобретатель Уолкер предложил первые пригодные в быту фосфорные спички, зажигаемые в результате кратковременного трения.
 
skumonkДата: Среда, 06.12.2017, 17:03 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
4. На олимпиаде в Нагано (Япония) убыстряли бег не только коньки с подвижной пяткой, но и искусственный лед, изготовленный местными умельцами из кристалликов округлой формы, уменьшающих трение.

Фронтальный эксперимент.

Задания.

1. Возьмите шелковую нить и завяжите узлом её концы. Потяните, узел развяжется.

2. Возьмите кончиками пальцев стеклянную бутылочку, переставьте на другое место. Смочите пальцы в мыльном растворе, повторите опыт.

3. Положите книгу на деревянную доску. Приподнимайте конец доски, пока книга не будет скользить, Положите теперь книгу на два карандаша, Удастся ли вам снова приподнять доску, чтобы книга не сдвинулась?

Ответьте на вопросы.

1. Почему шнурки не делают из шелковых нитей?

2. Почему в химической лаборатории нужно работать в резиновых перчатках?

3. Каким образом передвигают огромные каменные глыбы на другое место?

Подвести итог урока, выставить оценки.
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Урок по теме Сила трения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: