Изложение ледоход по русскому языку

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Изложение ледоход по русскому языку
Изложение ледоход по русскому языку
skumonkДата: Пятница, 04.05.2018, 18:56 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
6. ЛЕДОХОД
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)


Перед изложением дайте задание понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими рукавами у православного духовенства.

– Лед тронулся! – слышны звуки среди ясного весеннего дня.
– Ребята, лед идет.

Лед трогается аккуратно каждую весну, но тем не менее ледоход всегда составляет событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у вас такое серьезное выражение, как будто бы на мосту совершается убийство или грабеж. Такое же выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и у извозчиков, и у торговок.

На мосту уже собралась публика. Тут гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый мальчишка, держащий за уши только что сшитые сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила, молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо чудовищной ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим громадным плугом.

Воды не видно ни капли, а только лед, лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль реки вместе с берегами и рассекает своими быками груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг, как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но, не выдержав своей тяжести, ломается на два куска и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый. Они как будто сознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко, в страшную Волгу, где, насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в ничто.

Скоро холмы начинают редеть, и между льдинами показывается темная, стремительно бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы начинаете видеть, что двигается не мост, а река.

К вечеру река уже почти совсем чиста от льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины, но их так мало, что они не мешают фонарям глядеться в воду, как в зеркало.

(342 слова)

Анализ текста по вопросам


1. Видели ли вы когда-нибудь такой ледоход в Москве? Почему?
(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)

2. И все-таки ледоход – это волнующее событие. Почему? (Стихийное явление, бывает редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)

3. Почему Чехов так подробно описывает участников этого зрелища? (Это явление интересно для всех – гимназистов, служителей церкви, мальчишки-подмастерья, солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход застал их врасплох.)

4. Какими органами чувств человек воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром; зрением – неподвижные груды льда, отдельные льдинки.)

5. Какое необычное ощущение описывает А.П. Чехов?
(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)

6. Какие сравнения использует автор в этом отрывке? (Льдина бежит как живая, словно хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в зеркало; великан пахарь.)

7. От какого лица написан текст? (Безличная форма, хотя употребляется местоимение вы, не имеющее конкретного значения.)

А почему Чехов не использует форму личного местоимения я? (Более принята форма авторской скромности: мы, вы или он, они, тем более что участником подобного события может быть любой.)

Задание учащимся

1-й вариант. Опишите ледоход, используя текст и свои собственные наблюдения. Или:

2-й вариант. Опишите ледоход на основе собственных впечатлений.

План

1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.

(Можно текст прочитать еще раз.)
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Изложение ледоход по русскому языку
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: