Изложение в больнице. 8 класс

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Изложение в больнице. 8 класс
Изложение в больнице. 8 класс
skumonkДата: Пятница, 04.05.2018, 18:48 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
1. В БОЛЬНИЦЕ
(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)


До чтения текста объясните детям, что во времена А.П. Чехова говорили доктор, а неврач, фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра.

Сначала Пашка шел с матерью под дождем по скошенному полю, потом по лесным тропинкам, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошли в приемную больницы.

Доктор осмотрел его больной локоть, подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что вовремя не привела сына в больницу и что сустав теперь надо оперировать. Он стал уговаривать Пашку остаться в больнице, обещая показать живую лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать. Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице. Больше всего Пашке понравилась кровать, на которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живется очень недурно.

В палату вошла сиделка, держа в руках две оловянные миски, ложки и два куска хлеба. Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах кусок мяса, и опять подумал, что доктору живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше, но старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и съел хлеб.

Потом Пашка сел на кровать и стал дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании доктора Пашка осматривал своего соседа-старика. Старик не переставал кашлять; кашель у него был протяжный, скрипучий.

За окнами посинело, в палатах зажглись огни, а доктор не показывался. Было уже поздно ехать на ярмарку и ловить чижей.

Его разбудил шорох. В соседней палате при тусклом свете ночника Пашка увидел три фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В груди спящего старика раздавался свист и разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты, оттуда в коридор, из коридора побежал вниз. Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь, выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты; постояв немного, Пашка бросился назад к больнице, обежал ее и опять остановился в нерешительности: за больничным корпусом белели могильные кресты.

Обезумевший от страха Пашка увидел одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо. Пашка взбежал по ступеням, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. В окно Пашка увидел веселого, покладистого доктора. Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и без чувств повалился на ступени.

Когда Пашка пришел в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак, Пашка! Бить бы тебя, да некому».

(402 слова)

После первого чтения анализируем текст по вопросам.

1. Докажите, что доктор был хорошим человеком. (Все его слова – неправда, но главное для него – уговорить ребенка остаться первый раз в жизни без матери, в больнице. Ласковый тон разговора и необидная брань.)

2. Почему мать вовремя не привела сына в больницу? (От собственной темноты, необразованности; матери некогда ходить по больницам.) Докажите, что путь в больницу был очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в темных сенях.)

3. Чего же так испугался Пашка в лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел; страшных, непривычных звуков, которые издавал старик сосед; позже могильных крестов.)

После второго чтения учащиеся пишут изложение. Написав изложение, они выполняют одно из заданий (по желанию или по вариантам).

1. Докажите, что дома Пашке жилось несладко. (Дома такая нужда, что Пашке понравилась и кровать – дома он спал на полатях? полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого не было.

Дома Пашка питался совсем плохо. Он никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке, редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему Пашке так понравился добрый доктор?)

2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно понимает психологию маленького мальчика. (Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому верит словам доктора, тем более что этот доктор ему очень понравился. Все, что видит Пашка в больнице, ему кажется необыкновенным, так как ничего этого не было у него дома. Пашка безумно испугался покойника, необычных звуков в палате, а на улице – могильных крестов. Переживания ребенка так сильны, что только что перенесенный ужас и острая, захватывающая радость от новой встречи с хорошим доктором привели его в состояние шока (потери сознания). Взрослый человек так остро на все не реагирует.)

(Вместо изложения учитель может использовать любую часть текста в качестве контрольного диктанта.)
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Изложение в больнице. 8 класс
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: