Олимпиада по русскому языку 10 -11 класс. школьный этап

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 10 -11 класс. школьный этап
Олимпиада по русскому языку 10 -11 класс. школьный этап
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 13:15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада по русскому языку школьников 10 -11 класс с решением и ответами

Олимпийские задания с решением, объяснениями и ответами можно скачать или сохранить к себе на компьютер, а также писать и решать их онлайн и оффлайн в интернете или дома.
Все олимпиадные задачи соответствуют школьным стандартам ФИПИ, ПНШ ФГОС, Перспективная Школа России. 21 век. Планета знаний. Россия. Беларусь. 2018-2019 учебный год . Всероссийский муниципальный и городской школьный этап. Ответы на олимпиадные задания с пояснениями и объяснениями.

Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2018- 2019 учебный год

10 -11 класс

1. В Орфоэпическом словаре русского языка под редакцией Р. И. Аванесова (М., 1983г.) отмечены следующие различия в произношении приставки дез-: в одних оба согласных

приставки мягкие, в других – оба твёрдые, в третьих второй согласный твёрдый, а

первый может произноситься как твёрдо, так и мягко.

Распределите слова дезинформировать, дезинтегрировать, дезинфицировать по

этим группам:

оба согласных приставки мягкие: ____________________ ,

оба согласных приставки твёрдые: __________________ ,

второй согласный твёрдый, а первый может произноситься как твёрдо, так и мягко:____.

Критерии: За правильный ответ - 3 балла

Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками:

светооборудование, тысячемера, сопроводитель? Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г., стр. 182) И.Н. Горелов и К.Ф. Седов говорят о таком приёме языковой игры, как переиначивание русского фразеологизма на иностранный лад: баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро.

 Какие фразеологизмы русского языка «переиначены» таким образом? Напишите их и

дайте толкование значения.

Как о бордюр арахис, аннексировать лаваш (у кого-л.), фрагментировать идиота,

абсорбировать (что-л.) с лактозой матери, не в пони фастфуд, выносить утиль из

офиса, куда Джон муфлонов не экстрадировал.

Схема ответа:

«переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском

языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.

Критерии: по 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего за задание: 7 баллов

Как можно объяснить правописание О в слове крыжовник? Предложите версию, соответствующую правилам современной русской орфографии.

Критерии: За аргументированное объяснение 5 баллов.

Из букв слова валенки составьте слово(-а)-анаграмму(-ы).

Критерии: За правильный ответ – 1 балл.

Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться.

В каждом случае представьте словообразовательную цепочку и укажите способ

словообразования.

Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом

купать, так и со словом купить.

Критерии: За каждую полную и правильную словообразовательную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов

7. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

• В 6-й строке стихотворения с помощью лингвистических средств выражено особое

соотношение двух состояний (робости и ревности). С одной стороны, они

противопоставляются друг другу, с другой – объединяются как разные проявления

одного и того же чувства любви.

Укажите использованные в тексте лингвистические средства, позволяющие как противопоставить, так и объединить эти качества.

Критерии: По 2 балла за каждую позицию в зависимости от полноты и правильности ответа.

Всего: 8 баллов.

8. Даны следующие предложения со словом как:

1. Как ты себя чувствуешь?

2. Мы не знаем, как решать задачу.

3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.

4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.

5. Как хорошо в лесу весной!

6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его

функция в высказывании.

Критерии: За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

Чем отличаются слова: выкачанный и выкаченный? Критерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла.

Переведите текст на современный русский язык:

Безумных бо ни сеють, ни орють, ни в житницю сбирают, но сами ся родят.

Как в утел мех лити, так безумнаго учити; псом бо и свиниам не надобе злато, ни сребро,

ни безумному драгии словеса; ни мертвеца росмешити, ни безумнаго наказати. Коли

пожреть синиця орла, коли камение въсплавлет по воде, и коли иметь свиниа на белку

лаяти, тогды безумный уму научится.

(Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)

 Приведите к слову орютъ однокоренное слово, часто используемое в былинах.

 Почему слово житницю написано с ю, а синиця – с я после ц?

 Выпишите слово(-а) с неполногласием.

Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов. За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 60 баллов
 
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 13:16 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада по русскому языку (ответы)

10 -11 класс


Оба согласных приставки мягкие: дезинфицировать (1 балл),

оба согласных приставки твёрдые: дезинтегрировать (1 балл),

второй согласный твёрдый, а первый может произноситься как твёрдо, так и мягко:

дезинформировать (1 балл). Всего: 3 балла

Фотоаппарат, километр, кондуктор. За каждое слово – 1балл. Всего: 3 балла

1. Как о бордюр арахис – как об стенку горох – «бесполезно объяснять, никак не воздействует на кого-л. что-л. сказанное».

2. Аннексировать лаваш (у кого-л.) – отнимать хлеб (у кого-л.) – «отнимать возможность

заработать или заработок».

3. Фрагментировать идиота – ломать дурака – «паясничать, притворяться глупым,

непонимающим».

4. Абсорбировать (что-л.) с лактозой матери – впитать что-л. с молоком матери – «усвоить с

раннего возраста, запомнить на всю жизнь».

5. Не в пони фастфуд – не в коня корм – «не идёт впрок, на пользу, не даёт желаемого

результата».

6. Выносить утиль из офиса – выносить сор из избы – «разглашать сведения о неприятностях,

касающихся узкого круга людей».

7. Куда Джон муфлонов не экстрадировал – куда Макар телят не гонял – «очень далеко».

Критерии: По 1 баллу за восстановление фразеологизма и его толкование. Всего: 7 баллов.

Слово заимствовано в XVII в. из польского языка, где krzyzownik — неточная словообразовательная калька с нем. Krisdohre (Kris–«крыж», т.е. крест; Dohre–«тёрн»). В польском, а также и в русском языках оно осмысляется носителями как имеющее суффикс -ОВНИК (по модели тёрн – терновник). Работает правило правописания ударного О в суффиксах имён существительных, образованных от имён существительных.

Критерии: 5 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Великан. Критерии: 1 балл за правильный ответ.

1. Купать – купать-ся (суффиксальный/ постфиксальный) – пере-купаться (приставочный).

2. Купать – пере-купать (приставочный) – перекупать-ся (суффиксальный/ постфиксальный).

3. Купить – пере-купить (приставочный) – перекуп-а-ть (суффиксальный/ постфиксальный) –

перекупать-ся.

Критерии: За каждую полную и правильную цепочку – 3 балла. Всего: 9 баллов.

7) То робостью, то ревностью томим…

1. Включение слов робость и ревность в блок однородных членов объединяет их между собой.

2. При этом блок однородных членов с разделительным союзом то-…то предполагает чередование

состояний, отделяя одно от другого по времени.

3. Лексемы робость и ревность выступают в тексте как контекстные антонимы по признаку

«смелость выражения чувства».

4. При этом оба слова сближены по звучанию: двусложные с ударением на первом слоге, начинаются

с близких звуков ([р], [р’]), одинаково заканчиваются на [ ъс’т’j’у].

Критерии: По 2 балла за каждую позицию в зависимости от полноты и правильности ответа.

Всего: 8 баллов.

1. В первом предложении как – это вопросительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие), его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

2. Во втором предложении как – относительное местоимение-наречие (или

местоименное наречие) (союзное слово), его функция – служить средством связи для

придаточного изъяснительного. (или является средством связи в сложноподчиненном

предложении с придаточным изъяснительным и является членом придаточного предложения).

3. В третьем предложении как – подчинительный союз, его функция – служить средством связи

для придаточных изъяснительных, в которых подчёркивается динамический аспект действия

(возможно без указания на динамический аспект).

4. В четвёртом предложении как – союз, близкий по смыслу к соединительному, но с

дополнительным смыслом «в качестве», его функция – присоединять добавление-характеристику

(или приложение) к тому же предмету или лицу (к существительному или местоимению).

5. В пятом предложении как – определительное наречие. Иногда его рассматривают как

усилительную частицу, его функция – служить для усиления смысла сказуемого.

6.В шестом предложении как – сравнительный союз, его функция – служить средством связи в

сравнительных оборотах или придаточных сравнительных.

Критерии: За правильное определение части речи - 1 балл.

За определение функции в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.

Слово - выкаченный – причастие от глагола выкатить, а выкачанный – причастие от глагола выкачать. Критерии: 1 балл за каждый правильный пункт ответа. Всего: 2 балла.

Ибо (потому что) глупых не сеют, не жнут, ни в житницу не собирают, но (они) сами себя родят (рождаются / родятся). Как в дырявые меха лить, так и глупого учить, ибо (потому что) псам и свиньям не нужно ни золота, ни серебра, а глупому – мудрых слов; мертвеца не рассмешишь, а глупого не научишь. Коли (если) пожрёт синица орла, коли (если) поплывёт камень по воде и коли (если) начнёт свинья на белку лаять, тогда и глупый уму научится.

Оратай (пахарь).

Звук [ц] был мягким, (отвердел в XV-XVI веке).

Слова – злато, драгии, сребро.

Критерии: 10 баллов за правильно переведённый текст и ответы на вопросы. За каждую ошибку

снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 60 баллов.
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 10 -11 класс. школьный этап
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: