Олимпиада по русскому языку 9 класс. школьный этап

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 9 класс. школьный этап
Олимпиада по русскому языку 9 класс. школьный этап
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 13:12 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада по русскому языку школьников 9 класс с решением и ответами

Олимпийские задания с решением, объяснениями и ответами можно скачать или сохранить к себе на компьютер, а также писать и решать их онлайн и оффлайн в интернете или дома.
Все олимпиадные задачи соответствуют школьным стандартам ФИПИ, ПНШ ФГОС, Перспективная Школа России. 21 век. Планета знаний. Россия. Беларусь. 2018-2019 учебный год . Всероссийский муниципальный и городской школьный этап. Ответы на олимпиадные задания с пояснениями и объяснениями.


Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2018- 2019 учебный год

9 класс


1. Дан ряд слов: зимой, весной, летом, днём, вечером, утром, осенью, ночью, домой, боком.

а) К каким частям речи может относиться каждое из приведённых слов? Составьте короткие предложения, подтверждающие каждое решение.

б) Разделите слова на морфемы, учитывая ответы, данные в пункте а).

в) Основываясь на результатах проведённого анализа, назовите слово, которое отличается от остальных членов данного ряда..

Оценка:

12

2. Вспомните, какие морфологические формы имеются у имён прилагательных и имён существительных как частей речи, и установите, какой общей чертой характеризуются слова хромой, слепой, лысый, замужняя, неженатый, мечта, мольба. Дайте краткое пояснение.

Оценка: 4 балла.

3. Объясните, в чём состоит различие признаков, обозначенных словами лежащий – лежачий в словосочетаниях лежащий больной – лежачий больной. Приведите пример словосочетания, иллюстрирующего такое же различие.

Оценка:

5 баллов

4. Объясните, почему языковая пропорция неверна: карьерист: карьеристка = рана: ранка?

Оценка: 4 балла.

5. Даны словообразовательные пары: баскетбол – баскетболист, дзюдо- дзюдоист, теннис- теннисист, футбол- футболист, шахматы- шахматист, регби- регбист, самбо- самбист. Объедините их в три группы так, чтобы в каждой из групп были представлены пары, в которых словообразование осуществляется по одной и той же модели? Опишите каждую из этих трёх различных моделей.

Оценка:

3
3

6

6. Выберите слова, не имеющие окончаний. Наизусть, лебедь, колибри, около, должен, жалюзи, очки, по-английски, стекло, Сахара, жало, прелесть, чернила, Кюри, вверх, Сочи, Альпы.

Оценка: 4 балла - по 0,5 балла за слово.

7. Найдите в каждой паре третье слово, которое объединило бы два других слова:.

а) заголовок – звание;

б) супружество – изъян;

в) скамья – магазин;

г) гримаса – снаряд.

Оценка: 2 балла - по 0,5 балла за каждый ответ.

8. Опишите, как и с участием каких языковых средств создаётся юмористический эффект в шутливом высказывании: Новый рыбный ресторан для российских моряков открылся в японском порту Йокогама. Чтобы польстить клиентам и напомнить о далёкой родине, им за счёт заведения подают крохотное фирменное блюдо под названием « 1/6 часть суши».

Оценка: 4 балла.
 
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 13:12 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада русский язык 9 класс ответы

1.а) Зимой ( весной, летом, осенью) – имя существительное в форме творительного падежа ( чем?): Зарубежные гости восхищались русской зимой( весной, летом, осенью); наречие( когда?): Зимой ( весной, летом, осенью) хорошо отдыхать в горах. Днём ( вечером, утром, ночью) – имя существительное в форме творительного падежа ( чем?): Надо в жизни дорожить каждым днём ( вечером, утром); Отдыхающие любовались летней южной ночью; наречие ( когда?): Днём ( вечером, утром, ночью) в городе бывает жарко.

Боком - имя существительное в форме творительного падежа ( чем?): Машина задела ограждение правым боком; наречие ( как? каким образом?): В такой узкий проём можно было пройти только боком.

Домой – наречие (куда?): Все ушли домой.

б) Имена существительные в форме творительного падежа: зим-ой, весн-ой, лет-ом, дн-ём, вечер-ом, утр-ом, осен-ью, ноч-ью, бок-ом ( состоят из корня и окончания). Наречия: зим-ой, весн-ой, лет-ом, дн-ём, вечер-ом, утр-ом, осен-ью, ноч-ью, бок-ом, дом-ой ( состоят из корня и словообразовательного суффикса).

в) Домой может быть только наречием.

Оценка:

12

2. У слов хромой, слепой, лысый, замужняя, неженатый, мечта, мольба отсутствуют некоторые формы, типичные для существительных и прилагательных: прилагательные хромой, слепой, лысый не имеют форм степеней сравнения, хотя являются качественными; прилагательные замужняя и неженатый не имеют форм мужского и ( среднего) и женского ( и среднего) рода соответственно. У существительных мечта, мольба нет формы родительного падежа во множественном числе.

Оценка: 4 балла.

3. Прилагательное лежачий называет постоянный признак: лежачий больной - это больной, которому назначен постельный режим. Причастие лежащий обозначает непостоянный признак: лежащий больной – это больной, который в данный момент лежит: палата для лежачих больных; к больному, лежащему на кровати у окна, пришли посетители. Такое же различие имеется в словосочетаниях: висячая лампа ( замок) – висящая лампа ( замок), стоячий воротничок - стоящий от крахмала воротничок, плавучий мост – плывущий по течению мост.

Оценка:

5 баллов

4. В первой части пропорции представлены производящее (карьерист) и производное (карьеристка), состоящие в отношениях: « наименование лица женского пола, мотивированное наименованием лица мужского пола» ( суффикс – К- имеет значение «женскости»). Во второй части пропорции производное ( ранка) имеет уменьшительно – ласкательное значение по сравнению с производящим ( рана) ( суффикс – К- имеет уменьшительно- ласкательное значение).

Оценка: 4 балла.

5. 1) Баскетбол – баскетболист, дзюдо- дзюдоист, теннис- теннисист, футбол- футболист, шахматы- шахматист. В данной модели суффикс – ист- присоединяется непосредственно к основе производящего слова. 2) Регби- регбист. В данной модели при присоединении суффикса к производящей основе происходит наложение конечного гласного основы (и) и начального гласного суффикса – ист-. 3) Самбо- самбист. В данной модели при присоединении суффикса – ист- происходит усечение конечного гласного (о) производящей основы.

Оценка:

3
3

6

6. Слова, не имеющие окончаний: наизусть, колибри, около, жалюзи, по-английски, Кюри, вверх, Сочи.

Оценка: 4 балла - по 0,5 балла за слово.

7.

а) заголовок – титул - звание;

б) супружество – брак - изъян;

в) скамья – лавка - магазин;

г) гримаса – мина - снаряд.

Оценка: 2 балла - по 0,5 балла за каждый ответ.

8. Комический эффект возникает в результате совпадения формы родительного падежа единственного числа существительного: суша ( « земля в противоположность морю, водному пространству») с формой неизменяемого существительного суши ( суши – « японское блюдо из рыбы»). Таким образом, данное юмористическое высказывание основывается на явлении омоформии ( омоформах). шутливом высказывании: Новый рыбный ресторан для российских моряков открылся в японском порту Йокогама. Чтобы польстить клиентам и напомнить о далёкой родине, им за счёт заведения подают крохотное фирменное блюдо под названием « 1/6 часть суши».

Оценка: 4 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 41 балл.
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 9 класс. школьный этап
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: