Олимпиада по русскому языку 7 класс. школьный этап

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 7 класс. школьный этап
Олимпиада по русскому языку 7 класс. школьный этап
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 12:17 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада по русскому языку школьников 7 класс с решением и ответами

Олимпийские задания с решением, объяснениями и ответами можно скачать или сохранить к себе на компьютер, а также писать и решать их онлайн и оффлайн в интернете или дома.
Все олимпиадные задачи соответствуют школьным стандартам ФИПИ, ПНШ ФГОС, Перспективная Школа России. 21 век. Планета знаний. Россия. Беларусь. 2018-2019 учебный год . Всероссийский муниципальный и городской школьный этап. Ответы на олимпиадные задания с пояснениями и объяснениями.


Олимпиада

русский язык ( школьный этап)

2017- 2018 учебный год

7 класс


1. По данному описанию определите, о каких звуках идет речь.

1) Гласный, под ударением и в безударном положении произносится отчетливо, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку.

2) Согласный, только твердый, звонкий, шипящий.

3) Согласный, только твердый, глухой, шипящий.

4) Согласный, звонкий, бывает твердым и мягким, дрожащий (кончик языка дрожит, вибрирует при его произнесении).

Оценка: по 0,2 балла за каждый звук.

2. Выберите слова с правильным вариантом произношения и (или) ударения.

Холо[дн’]ее или холо[д’н’]ее; те сно или тесно ; облегчи ть или об-

ле гчить, обле[хч’]и ть или обле[кч’]и ть; [ч’ас’т’ица], [ч’иэ с’т’ицъ], [ч’иэ

ст’ица], [ч’ис’т’ицъ] или [ч’иэ с’т’ица].

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. Как делится на морфемы слово розоватый?

Оценка: 2 балла.

4. Что можно сказать о строении и орфографии слов женитьба и свадьба?

Оценка: 2 балла.

5. Что означают названия городов типа Ярославль, Переславль, Перемышль, Путивль, Изяславль?

Оценка: 3 балла.

6. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

Оценка: по 0,2 балла за каждый пример.

7. Продолжите пословицы, используя антонимы.

1) Трус умирает сто раз, смелый…

2) Хороша вещь, когда новая, а друг – …

3) В умной беседе ума наберешься, а в глупой – …

4) Ученье – свет, а…

5) Лучше горькая правда, чем…

6) Лучше воду пить в радости, чем мед…

Оценка: по 0,2 балла за пословицу.

8. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова ≪Три пальмы≫. Критик И.Л. Сельвинский усмотрел здесь фактическую ошибку. Какую?

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

Оценка: 3 балла.

9. Подберите фразеологизмы со словом рука.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.

10. Раскройте скобки, разберите предложения по членам.

1) Он все сделал (по)моему.

2) Поезд шел (по)летнему графику.

3) Выполнить задание (по)быстрее.

4) Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса.

5) Весь день носились тяжелые облака то открывая солнце то опять закрывая его.

Оценка: по 0,5 балла за разбор каждого предложения.

11. Исправьте ошибки, допущенные в устном непринужденном общении людей.

1) Невозможно убедить тебя о том, что нужно учиться.

2) Помощи просить было не от кого.

3) Для меня это странным кажется.

4) Все дело в этом зависит.

5) Пока еще не о чем улыбаться.

6) Об этом вы решите дома.

7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается о своей работе.

8) Как избежать такую ошибку?

Оценка: по 0,5 балла за каждую фразу.

12. Определите тему текста. В каком предложении она выражена лучше всего? Определите способ и средства связи предложений в тексте.

Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.

В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего

свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят

по саду, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья.

Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают палки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.

Из чащи леса уже бежит прозрачный ручеек последней весенней

воды. На березах надулись тройчатые почки, и если сломишь веточку,

из нее, как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок.

Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.

(П.С. Романов)

Максимальная оценка 2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 26,9.
 
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 12:19 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада русский язык 7 класс ответы

1. Речь идет о следующих звуках: 1) [у]; 2) [ж]; 3) [ш]; 4) [р].

Оценка: по 0,2 балла за каждый звук.

2. Холо[д’н’]ее, те́сно, обле[хч’]и́ть, [ч’иэ с’т’и́цъ].

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. На первый взгляд, при разборе слова по составу могут быть два варианта: р о з о в -ат - ы й или р о з -о в а т - ы й . Оба решения неверны. Почему неправильно членение розов-ат-ый? Если это прилагательное сравнивать с производящим словом розовый, то можно выделить в его основе суффикс -ат- (розоватый – это не в пол-

ной степени розовый). Однако если обратиться к прилагательным

с суффиксом -ат-, то станет очевидным, что такой суффикс имеет другое значение (ср.: крылатый, хвостатый, бородатый, носатый и др.). Суффикс -ат- не обозначает неполноту качества, а указывает на обладание тем, что обозначено в корне (крылатый – имеющий крылья, носатый – имеющий большой нос и т. д.).

Неверным будет и членение роз-оват-ый. Ведь в таком случае

Прилагательное толкуется как производное с помощью суффикса -оват- от существительного роза. А от существительных с помощью суффикса -оват- образуются прилагательные со значением ≪похожий на то, что названо≫ или ≪содержащее то, что названо≫ (мужиковатый – похожий на мужика, чудаковатый – похожий на чудака, узловатый – с узлами и т. д.). Розоватый – это не ≪по-

хожий на розу≫ и не ≪содержащий розу≫. Как же это слово разобрать по составу? Слово розоватый, образованное от розовый, входит в большую группу прилагательных со значением неполноты качества с суффиксом -оват- (краснова-

тый , зеленоватый и др.). Неполнота качества выражается именно суффиксом -оват- (-еват-). Значит, в слове розоватый выделяется именно суффикс -оват-, но он располагается не отдельно за основой, а частично накладывается на нее. Поэтому членить это слово надо так: /роз-ов/-ат/-ый, выделяя в нем непроизводную основу розов-, суффикс -оват- и окончание -ый. Наложение части суффикса -оват- на образующую основу объясняется фонетическими причинами: необходимостью устра-

нения повтора звукосочетания -ов-(-ев-).

Оценка: 2 балла.

4. Слова женитьба и свадьба образованы от неопределенной формы глаголов женить и сватать с помощью суффикса -б (а).

Но в слове женитьба присоединяется этот суффикс не так, как в других подобных (косьба, стрельба, молотьба и др.). В существительном женитьба суффикс следует не за основой инфинитива жен-, а за всем инфинитивом женить. На самом деле слово образовано правильно, т. е. возникло на основе первоначального образования женитва в процессе замещения элемента суффикса -тв- суффиксом -б-.

А произошла эта замена в на б не без влияния на это слово близких ему по значению существительных свадьба (< сватьба от свататься) и городьба ≪забор вокруг поселения, усадьба≫.

Оценка: 2 балла.

5. В древнерусском языке существовали притяжательные имена прилагательные с суффиксом -j-. Такую форму можно видеть в ≪Слове о полку Игореве≫: по замышлению бояню – форма боя-ню – это род. п. ед. ч. от боянь (чей? – ≪боянов≫); боянь же является притяжательным прилагательным от имени Боянъ с суффиксом -j-: боян-j-ь. По замышлению бояню – ≪по замышлению Бояна≫.

Все эти прилагательные были утрачены в русском языке, и свидетельством их былого существования остались лишь названия городов Ярославль, Переславль, Перемышль, Путивль, Изяславль (т. е. город Ярослава, Переслава, Перемысла, Изяслава и т. д.).

Оценка: 3 балла.

6. Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются в предложениях и словосочетаниях с существительными в дательном падеже.

Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 0,2 балла за каждый пример.

7. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они часто употребляются в пословицах, фразеологизмах.

1) Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

2) Хороша вещь, когда новая, а друг – когда старый.

3) В умной беседе ума наберешься, а в глупой – свой растеряешь.

4) Ученье – свет, а неученье – тьма.

5) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

6) Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Оценка: по 0,2 балла за пословицу.

8. И.Л. Сельвинский так писал о строчке Араб горячил вороного коня: ≪Какая прекрасная строчка! Однако в действительности не родился еще тот араб, который решится сесть на коня вороной масти. Дело в том, что арабские лошади бывают белыми и желтыми, но по закону меланизма у белых может родиться жеребенок

с черной шерстью. Такая лошадь считается нечистой, и ее либо режут на мясо, либо продают иностранцам. Но эта подробность арабского быта настолько малоизвестна, а строка сложена до такой степени отлично, что мы, даже зная о тайне вороных коней,

принимаем лермонтовский стих не только без протеста, но и с наслаждением≫.

Оценка: 3 балла.

9. Посеребрить руки, загребать жар чужими руками, умывать руки, сидеть сложа руки, поднять на кого-либо руку, валиться из рук чему-либо, отбиться от рук, плыть в руки, махнуть на что- либо рукой, брать голыми руками и т. д.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.

10. 1) Он все сделал по-моему.

2) Поезд шел по летнему графику.

3) Выполнить задание побыстрее.

4) Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса.

5) Весь день носились тяжелые облака, то открывая солнце, то опять закрывая его.

Оценка: по 0,5 балла за разбор каждого предложения.

11. 1) Невозможно убедить тебя в том, что нужно учиться.

2) Ждать помощи было не от кого. (Просить помощи было не у кого.)

3) Мне это кажется странным.

4) Все дело зависит от этого.

5) Пока еще нет причины улыбаться.

6) Об этом вы подумаете дома. (Это вы решите дома.)

7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается своей работы.

8) Как избежать такой ошибки?

Оценка: по 0,5 балла за каждую фразу.

12. Тему текста можно определить такими словами: весна, совсем весна. Эту тему, выраженную уже первым предложением, раскрывают все последующие предложения. Каждый абзац начинается словами и сочетаниями слов с пространственным значением, которые соединяют части текста. Таким образом, части т екста соединены

Параллельным способом. Внутри абзацев предложения связаны последовательным способом (1-й – 3-й абзацы) и параллельным (4-й абзац). Средствами связи являются однокоренные слова (весна – весенний), местоимения (грачи, скворцы – все они), глаголы в форме 3-го л. ед. ч. (дерутся, таскают, бросит, посмотрит).

Максимальная оценка 2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 26,9.
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 7 класс. школьный этап
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: