Олимпиада по русскому языку 8 класс. школьный этап

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 8 класс. школьный этап
Олимпиада по русскому языку 8 класс. школьный этап
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 12:12 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада по русскому языку школьников 8 класс с решением и ответами

Олимпийские задания с решением, объяснениями и ответами можно скачать или сохранить к себе на компьютер, а также писать и решать их онлайн и оффлайн в интернете или дома.
Все олимпиадные задачи соответствуют школьным стандартам ФИПИ, ПНШ ФГОС, Перспективная Школа России. 21 век. Планета знаний. Россия. Беларусь. 2018-2019 учебный год . Всероссийский муниципальный и городской школьный этап. Ответы на олимпиадные задания с пояснениями и объяснениями.


Олимпиада по русскому языку

( школьный этап)

2018- 2019 учебный год

8 класс


Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформу МОД, то получится словоформа ДОМ, а другой – что получится словоформа ТОМ. Объясните, кто из учеников прав? На каком основании? Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 5 баллов

В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

mlatiti – молотить, бить,

dva – два,

slovo – буква,

sitan – мелкий, маленький,

zreti – зреть, видеть.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова:

zrakomlat, dvoslov, sitnozor?

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

3. Каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные:

1) когда у куриц будут зубы (quand les poules auront des dents – франц.);

2) плохого церковь не исправит (złego kościoł nie naprawi – польск.);

3) девятая дырка на свирели (девета рупа на свирали – серб.)?

Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 3 балла.

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Какие синтаксические особенности высказывания в строках 5−6 использованы как средства художественной выразительности?

Критерии: За правильное объяснение 6 баллов.

Найдите в следующем ряду слов такое, которое не подходит ни к одному типу из перечисленных ниже слов с точки зрения значения и морфологии. Обоснуйте свой ответ.

Трава, булава, халва, листва, корова, лава.

Критерии: За верное объяснение - 5 баллов.

Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ

Критерии: За аргументированное объяснение – 3 балла.

Предложите версию в рамках орфографических правил, почему в слове ветреный пишется одна буква Н, а в словах выветренный, безветренный и подветренный – две буквы Н. Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможны в русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны. На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слово выделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:

1) глагол – (управление) – существительное;

2) существительное – (примыкание) – прилагательное;

3) глагол – (управление) – наречие;

4) прилагательное – (согласование) – существительное;

5) причастие – (примыкание) – существительное;

6) причастие – (примыкание) – глагол;

7) глагол – (примыкание) – причастие;

8) деепричастие – (управление) – существительное;

9) деепричастие – (примыкание) – глагол;

10) существительное – (примыкание) – наречие. Критерии: За верные объяснения – по 1 баллу. За верно составленные словосочетания – по 1 баллу. Всего – 9 баллов.

Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.

Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?

Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.

Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.

– Душе несносно, раб. Её несёт любить.

Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.

Переведите предложение на современный русский язык: Злато wгнемъ искоγшаѥтьсѧ, а дроγгъ житиискыми напастьми достоинь бываеть. [Пчела]

Критерии: За правильно переведённое предложение – 7 баллов. За каждую ошибку, существенно

меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 55 баллов
 
skumonkДата: Воскресенье, 30.09.2018, 12:13 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 3677
Репутация: 99
Статус: Offline
Олимпиада по русскому языку (ответы)

8 класс


Правы оба ученика. Но у каждого - своё основание для правоты. Ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ДОМ, исходил из состава букв. А ученик, утверждающий, что МОД наоборот читается как ТОМ, исходил из состава звуков слова МОД, в котором конечный согласный оглушается, в результате чего слово произносится как [мот]. За указание правоты обоих учеников – 2 балла. За аргументированное объяснение – 1балл. За указание на оглушение конечного согласного и/или транскрипцию – 2 балла. Всего: 5 баллов

Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла

Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

1) когда у куриц будут зубы (франц.) – когда рак на горе свистнет;

2) плохого церковь не исправит (польск.) – горбатого могила исправит;

3) девятая дырка на свирели (серб.) – последняя спица в колеснице, пятое колесо в телеге.

Критерии: По 1 баллу за каждую позицию. Всего: 3 балла.

1) Инверсия (используется дважды: постпозиция наречий образа действия и препозиция существительных при причастии). Возможно указание инверсии прямого дополнения – вас.

2) Ряд однородных членов (используется дважды: безмолвно, безнадежно; то робостью, то ревностью…)

Критерии: По 1 баллу за каждый пример и название средства: 2 приёма, за первый приём максимум 3 балла, за второй 2 балла. За полноту ответа добавляется 1 балл. Всего: 6 баллов.

Лишнее слово – ЛИСТВА (1 балл). Оно отличается от слов булава и корова тем, что обозначает собирательное, а не единичное понятие (1 балл). Оно отличается от слов трава, халва, лава тем, что обозначает не вещественное, а собирательное понятие (1 балл). От всех слов оно отличается тем, что в нём есть суффикс собирательности -в- (1 балл), тогда как другие слова непроизводные (1 балл). Всего: 5 баллов.

Будить – пробудить – беспробудный – беспробудность. Критерии: 3 балла ( 1 балл за каждый элемент цепочки.

Следует обратить внимание на историю образования этих слов (1 балл). Ветреный образовано от устаревшего глагола ветрить (1 балл) и подчиняется правилу правописания Н в отглагольных прилагательных и причастиях (1 балл). Выветренный – причастие, в котором есть приставка, пишется с двумя буквами Н (1 балл). Подветренный – прилагательное от слова ветер с суффиксом -ЕНН (1 балл). То же самое можно сказать о слове безветренный (1 балл). Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

Невозможны в русском языке следующие схемы словосочетаний: третье – наречие не может управляться, оно не имеет падежа; пятое – нет неизменяемых причастий, значит, они не могут примыкать к существительному; седьмое – во-первых, нет неизменяемых причастий, во-вторых, при глаголе может стоять зависимое причастие только в том случае, если оно выступает в роли существительного. Примеры на возможные словосочетания: 1) читать книгу; 2) цвет хаки; 4) тёплая погода; 6) просящий помочь; 8) держа сумку; 9) прося помочь; 10) яйцо всмятку.

Критерии: За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл.

За каждое правильное объяснение, почему данная схема невозможна, - 1балл.

За каждый правильно приведённый пример -1 балл. Всего: 9 баллов.

Любить – начальная форма глагола. Инфинитив может быть любым членом предложения. 1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь? Часть составного глагольного сказуемого, выражающего основное лексическое значение, вторая часть сказуемого – фазовый глагол « перестать».

Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих. Обету ( какому?) любить и жаловать. Определение.

Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать. Прошу (о чём?) любить и жаловать. Дополнение, это не составное сказуемое, т. к действия глагола относятся к разным лицам. Возможно: « Прошу любить и жаловать» является устойчивым сочетанием, что осложняет определение синтаксической роли входящего в его состав слова «любить», ведь фразеологизм можно рассматривать как единую синтаксическую единицу, в данном случае – сказуемое.

– Душе несносно, раб. Её несёт любить. Несёт ( с какой целью?) любить, обстоятельство цели.

Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Подлежащее.

Критерии. По 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.

Золото огнем проверяется ( испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин. ( Золото огнём испытывается, а друг – жизненными испытаниями.) Критерии: 7 баллов за правильно переведённое предложение. За каждую ошибку снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 55 баллов.
 
Образовательный форум 2020 год » Образование » Учебники, пособия, тетради » Олимпиада по русскому языку 8 класс. школьный этап
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: